Старение населения России делает процесс военного строительства Путиным более сложным и небезопасным

Два недавних отчета правительства Российской Федерации, на первый взгляд, не имеют отношения другу к другу, но на самом деле тесно взаимосвязаны. В дальнейшем их взаимозависимость может повлиять как на отношение Кремля к собственным гражданам, так и на то, как и (главное) когда он может продемонстрировать свою силу за рубежом. С одной стороны, правительственные цифры свидетельствуют об увеличении Москвой расходов на национальную оборону до рекордно высокого после распада СССР уровня. Но с другой стороны, по прогнозам министерства труда и социальной защиты РФ, уже через десять лет треть населения России составят пенсионеры (рекордный показатель за всю историю). Об этом пишет Международный курьер со ссылкой на ресурс The Jamestown Foundation.

Эти два отчета взаимосвязаны из-за трех важных факторов. Во-первых, в связи с резким падением нефтегазовых доходов для укрепления военного потенциала Москве необходимо изымать средства из всех возможных источников, в т. ч. у населения и бизнеса. Но сегодня проблематично рассчитывать на такие источники дохода.

Постоянно увеличивающуюся группу российского населения составляют пенсионеры, которые платят гораздо меньше налогов и сами по себе зависят от пенсионных выплат государства; в свою очередь, частный сектор России из-за пандемии COVID-19 находится в глубокой рецессии. Учитывая, что пенсионеры вряд ли выйдут на улицы в знак протеста, повышение В. Путиным пенсионного возраста — а это однозначное сокращение ожидаемых пенсионерами доходов — стоило ему потери поддержки значительной части населения, особенно после своего невыполненного обещания отказаться от подобной политики.

Если кремлевский лидер надумает наращивать военные расходы за счет средств населения, скорее всего его рейтинг продолжит падение из-за тех же причин.

Во-вторых, из-за увеличения доли пожилых людей в России в армии ощущается дефицит мужчин призывного возраста, что значительно усложняет традиционный процесс комплектации российских войск. В результате, военные чиновники вынуждены принимать на вооружение более дорогие, но экономящие человеческие ресурсы системы вооружений, как это делают во многих западных странах.

Тем не менее переход от комплектования войск за счет призывников к профессиональной и комплектуемой добровольцам армии (а этого требует эксплуатация современных и технологически более совершенных систем вооружений) влечет за собой серьезные бюджетные расходы из-за более высоких зарплат, которые необходимо выплачивать контрактникам. Более того, многие российские военачальники будут против дальнейшего сокращения численности их подразделений. Все это может стоить Путину потери доверия со стороны этой ключевой группы, а на ее поддержку он сейчас полагается для сохранения своей власти от любых вызовов.

И, в-третьих, в результате двух вышеперечисленных факторов Путин оказывается под растущим давлением из-за необходимости как можно скорее использовать раздутый военный потенциал для агрессивных действий за рубежом. «Маленькая победоносная война» может вернуть часть поддержки, которую он привык получать со стороны в основном более патриотичных россиян старшего поколения, а также предотвратить потерю доверия своих генералов, при этом упреждая неизбежные демографические изменения, которые впоследствии не дали бы такой возможности. Разумеется, демография — это не судьба, кроме как в долгосрочной перспективе; но от нее зависят окна возможностей. Кремль, очевидно, учитывает и демографические изменения в России в целом, и стареющую нацию, в частности, при принятии решений в оборонной сфере.

Таким образом, особое внимание к демографическим проблемам в России приобретает все большую важность.

В недавно опубликованном отчете минтруда РФ сообщается, что если не произойдет очередного повышения пенсионного возраста, то доля получающего пенсии населения вырастет до более чем 29%, по сравнению с 25% в настоящее время.

Демографический сдвиг является результатом снижения рождаемости, чрезвычайно высокой смертности среди трудоспособных россиян и, в то же время, увеличения средней продолжительности жизни.

По прогнозам минтруда РФ, к 2030 году средняя продолжительность жизни в России увеличится до 80 лет. По данным министерства, расходы на поддержку пенсионеров вероятно также возрастут, учитывая, что правительство обещало ежегодно увеличивать коэффициент индексации социальных пенсий. Таким образом, через десятилетие все большая часть бюджета будет расходоваться на поддержку российских пенсионеров, как на прямую — путем выплаты пенсий, так и косвенно — через социальные и медицинские службы.

Конечно, в условиях бюджетного кризиса Владимир Путин может попытаться удержать высокий уровень военных расходов, забрав деньги из государственных резервных фондов, от чего до сих пор он воздерживался.

В качестве альтернативы он мог бы еще больше уменьшить размеры пенсий: либо снова повысив пенсионный возраст, либо не до конца корректируя выплаты на индекс инфляции. Последней возможностью для Кремля может стать увеличение налоговых сборов с предпринимателей, в т. ч. и с малого бизнеса. По словам российского экономиста Владислава Иноземцева, Кремль в настоящее время рассматривает все три этих варианта.

Но реализация любого из этих вариантов (либо их комбинация) приведет к огромным потерям, предполагает В. Иноземцев. Даже в период пандемии режим Путина не хотел использовать средства из государственных резервных фондов и, вероятно, сейчас обеспокоен тем, как это будет воспринято населением и элитами, также как и правительствами других стран.

В то же время режим признает, что его поддержка среди населения падает, а сокращение пенсионных выплат только ускорит это падение, в результате чего у кремлевского лидера останется все меньше рычагов влияния на население и элиты.

Если он выберет последний вариант, который сейчас ему кажется наиболее перспективным, в результате какой-либо экономический рост в ближайшие годы будет невозможен, т. к. любое заявленное «восстановление» должно будет начинаться с более низких стартовых позиций.

Таким образом, кремлевский лидер может рассматривать последние демографические изменения в качестве уважительной причины для оправдания своих действий по использованию модернизированных вооруженных сил. И это более чем реально. Следовательно, последний отчет минтруда РФ имеет более важное значение, нежели может показаться на первый взгляд.

Информация – одна из граней войны! Подписывайтесь на аккаунт «Информационного сопротивления» в Twitter – ссылки на наши эксклюзивы, а также самые резонансные новости Украины и мира.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *